Утро может быть только добрым, когда за утренним кофе получаешь ссылку на свое интервью о любимом Тель-Авиве. Приятного чтения и самого теплого утра! #daisylichipeople #daisylichiexperience
Оля Фурсова, автор, часть команды Elle decoration Russia, рассказала нам о любимом городе - Тель-Авиве.
- Три слова, которыми можно описать Тель-Авив.
- Тремя не получается) Можно четырьмя? Тепло. Дом. Целостность. Любовь.
- Когда ты приехала сюда впервые и чем этот город влюбил в себя?
- Первый раз я приехала в Тель-Авив 1,5 года назад. Это получилось случайно. Я ехала туда с пустой головой, без каких-либо ожиданий. Израиль меня никогда не интересовал и поэтому представление о нем у меня было довольно забавное: пустыня, непереносимая жара, деревья, больше похожие на гигантские колючки, и откуда-то из этого песка торчат дома в стиле баухаус. И вот мы прилетели, проехались от аэропорта на поезде до Тель-Авива, и, выйдя в город, направились пешком до квартиры, которую мы сняли через Airbnb. И всю дорогу меня не покидало ощущение, что я дома. Тель-Авив такой город, что ты или влюбляешься в него с первого взгляда, или хочешь из него сбежать. Я влюбилась. Хотя логикой это было сложно объяснить – город похож на ребенка Камбоджи и Нью-Йорка. Здесь над трущобными домами возвышаются стеклянные высотки бизнес-центров и дизайн-отелей. Из окон домов с облупившейся краской высовываются молодые парни, будто бы сошедшие с обложки GQ да еще и с щенками на руках. Здесь собраны люди всех мастей, национальностей, ориентаций и вероисповеданий. И, казалось бы, как можно полюбить этот хаос? Рационально – никак. Но вот ты оказываешься здесь – и ты дома. Не смотря на то, что Израиль официально находится в состоянии войны, здесь, как нигде в мире, я чувствовала себя в полной безопасности.
- Расскажи о людях. Кто такой – обычный тель-авивец? Характер, привычки, возраст.
- Они очень красивые. И самодостаточные. Вообще красота, самодостаточность, саморазвитие и умение наслаждаться жизнью – это основные черты тель-авивца. Как-то мы с подругой обсуждали, в чем же особенность тель-авивца от, например, москвича, и поняли, что мы не можем представить ситуацию, в которой житель Тель-Авива впал в депрессию и залег в своей квартире в позе зародыша на недельку, почитывая Ремарка и макая чипсы в мороженое. Говорят, что это особенность израильтян – не принимать ответ «нет». Если эта дверь не открывается, то он постучит во вторую, третью, тридцатую, пока не добьется желаемого. А еще принятие. Принятие себя таким, какой ты есть и осознание того, что «меня достаточно». Меня достаточно даже в вытянутой футболке с собранными в неумелый пучок волосами, без мейк-апа, чтобы мне улыбались красивые прохожие и хотели заговорить со мной или пригласить на кофе. Это чувство сродни какой-то всеобъемлющей любви, которая окутывает тебя в этом городе. Он любит тебя такой, какая ты есть и из-за этого хочется расти ввысь.
- А что насчет ритма города, когда он просыпается и засыпает? Это истинная шумная столица как Москва, или размеренный город со своим ходом времени, как Питер? В чем уникальная особенность города?
- Ни то и ни другое. Это Тель-Авив. Он не бежит как Москва, не успевая заглянуть в глаза прохожему, он проживает каждый день, решаясь поспать чуть-чуть только перед рассветом. Он всегда здесь и сейчас. Настоящий, дышащий сегодняшним днем. С 8 утра торговцы начинают стекаться на рыночную площадь, продавцы свежевыжатых соков чистят овощи. Этот город полон художников, музыкантов, поэтов, дизайнеров, мечтателей и изобретателей. То, что в обед было рестораном, вечером превращается в бар. Помещения клубов днем часто открыты как галереи современного искусства.
Удивительное в этом городе то, что здесь, в Тель-Авиве, на одной улице может идти семья ортодоксов, пара геев, еврей-африканец, араб, какая-нибудь среднестатистическая пара французов с детьми и собакой – и ни у кого даже в мыслях не будет посмотреть на другого косо. Казалось бы, здесь, в начальной точке мироздания, ты должен чувствовать давление догм и правил, ведь Израиль священная земля для иудеев, мусульман и христиан. А вместо этого ты чувствуешь себя как никогда свободным. И любимым.
- Сколько нужно провести здесь времени, чтобы понять этот город?
- Тель-Авив очень открытый и прямолинейный. И, как ужасно это не звучит, он такой, какой есть, во многом благодаря войне. Поэтому народ, собранный на этом маленьком кусочке земли в Средиземноморье очень поддерживает друг друга. Здесь работник маленькой закусочной, продающий хот-доги и фреши – афро-американец, иммигрировавший из Эфиопии – машет рукой бездомному – выходцу из постсоветского пространства, оказавшемуся на обочине жизни – и кричит на русском: "Привет!", расплываясь в широкой белоснежной улыбке. Бездомный смущенно улыбается в ответ и подходит поздороваться с другом, повторяя: "Hi, thank you, thank you" и берет приготовленный для него стакан холодной воды. Эти две простых фразы на языках друг друга – их ежедневный ритуал, единственная возможность хоть как-то поддержать коммуникацию, от которой внутри у каждого становится чуточку теплее, и каждый живущий здесь знает – я тут не один. Во время шабата, в субботу ты можешь сидеть на пляже и арабская семья, устроившаяся неподалеку на пикник, зашлет к тебе кого-то из детей с банкой оливок и только что поджаренными сосисками. Для этих жителей просто в обиходе – делиться. Этот город окутывает тебя любовью, не просящей ничего взамен. И это навеки приковывает твое сердце к нему. Мне кажется, это невозможно понять. Просто однажды хорошо было бы проснуться и заметить, что поступаешь как тель-авивец.
- Оля, поделись названиями блюд, которые обязательно нужно попробовать и местами, где искать лучшие?
- Шакшуку и хумус – много мест, где их готовят хорошо. Я очень люблю Benedict Breakfast на бульваре Ротшильд. Обязательно нужно попробовать фалафель за 6 шекелей на улице Кинг Джоржд и сабих на улице Фришман.
- Немного об иврите. Как давно ты изучаешь? Сложный язык? Поделись секретами изучения.
- Я записалась на курсы иврита спустя месяц после того, как вернулась из первой поездки в Тель-Авив. Просто подумала: "А почему бы и нет?". Его изучение началось так же спонтанно, как и любовь к ворвавшемуся в мою жизнь городу. И, конечно, с каждым занятием иврит завораживал меня все больше и больше. Один из самых древних языков, который около 18 столетий находился в законсервированном состоянии и использовался только во время служб в синагогах и для общения раввинов по всему миру. Но как язык он фактически умер, новые слова не появлялись, он не развивался. Пока около 130 лет назад один мечтатель по имени Элиэзер Бен Йехуда не решил его возродить. И у него это получилось. Не удивительно ли это? У меня мурашки бегут по коже каждый раз, когда я слышу или рассказываю эту историю. На самом деле иврит несложный язык. В алфавите всего 22 буквы, правила логичны. Исключения есть, но их гораздо меньше, чем в русском языке. А читать и писать справа налево привыкаешь очень быстро. Секрет изучения иврита такой же, как и любого другого языка. Для начала, нужно поставить себе цель, зачем ты вообще его учишь. Я учу, потому что хочу уехать в Тель-Авив на год и попытаться понять и по-возможности стать на этот год настоящим тель-авивцем. Без языка это невозможно, ведь в нем кроется много ответов, он как губка впитывает культуру народа. Еще мне помогло то, что на каждый день я выписывала себе слова по темам и учила их. Например, тема "моя комната" или "что я люблю", мне было интересно узнать, как звучат слова "море", "друг", "любовь" на этом странном для меня языке.